Фронтальные колесные погрузчики относятся к универсальной технике, находящей применение не только на строительных площадках, но и на объектах других отраслей промышленности и хозяйства.
Сейчас на российском рынке представлено множество фронтальных погрузчиков, различающихся по стране и заводу-производителю, грузоподъемности, габаритам, конструктивным особенностям. Бренд DISD, являющийся китайским подразделением корейской корпорации Doosan, поставляет в нашу страну четыре модели колесных фронтальных погрузчиков: SD200, SD300, SD200N, SD300N. Все машины отличаются надежностью, выдающимися техническими характеристиками, но важно понимать, что производительность, а также срок службы машины во многом зависят не только от технических характеристик конкретной модели и профессионализма оператора, но и от соблюдения элементарных правил эксплуатации.
Любая ошибка, пренебрежительное отношение, недостаточная осведомленность персонала способны привести к серьезным последствиям, которые могут значительно сократить жизненный цикл погрузчика, а также повлиять на его функциональные возможности. В этой статье на примере фронтальных погрузчиков DISD by Doosan рассмотрим наиболее актуальные для владельцев и операторов аспекты относительно эксплуатации, а также приведем рекомендации, которые помогут продлить ресурс и увеличить работоспособность машины.
Итак, начнем.
Управлять погрузчиком имеет право только квалифицированный оператор, имеющий водительские права соответствующей категории.
Впрочем, независимо от уровня и опыта водителя, перед допуском к работе на определенном погрузчике оператор должен обязательно пройти обучение в соответствии с установленными производителем стандартами, ведь у машин разных брендов и моделей есть свои особенности. Незнание оператором нововведений в конструкциях и нюансов конкретной модели фронтального погрузчика может привести к серьезным поломкам и выходу машины из строя, что влечет за собой серьезные финансовые потери.
Залогом исправной службы любой машины в первую очередь является соблюдение установленных заводом-изготовителем правил и требований, изложенных в «Руководстве по эксплуатации». Поэтому перед работой оператору необходимо внимательно изучить документ и использовать его в качестве настольной книги при любой затруднительной ситуации.
Есть основные правила, которые нужно выполнять ежедневно для длительной эксплуатации фронтального погрузчика.
Так, перед тем, как приступить к рабочей смене, необходимо предварительно прогреть масло в двигателе и гидросистеме до рекомендованных производителем температур. Соблюдение данного условия позволит продлить срок службы смазываемых деталей и машины в целом. Важно учитывать, что поскольку масло в гидравлической системе и картерах мостов не прогреется полностью до начала выполнения работы, производительность и динамика погрузчика при запуске будет ниже и увеличатся в процессе.
Ежедневно необходимо закладывать время не только на прогрев при включении машины, но и на остывании перед выключением в конце рабочей смены. Погрузчики DISD оснащаются мощными дизельными двигателями Weichai Steyr с турбонагнетателями. Если выключить машину сразу, не дав силовому агрегату поработать на холостом ходу, турбина будет вращаться на больших оборотах, тогда как подача масла к подшипникам уже прекратится, что приведет к повышенному износу подшипников. Работа двигателя на холостом ходу перед выключением позволяет снизить частоту вращения турбины и дает маслу остыть, тем самым защищая турбину от поломок, а владельца техники – от серьезных расходов на ее ремонт и замену.
Тормоза погрузчика при интенсивной работе перегреваются и быстрее изнашиваются. Чаще всего к перегреву приводит езда с чрезмерными разгонами и резкими торможениями, что обычно происходит по причине неопытности оператора или при желании повысить производительность. Поэтому, чтобы продлить срок службы тормозных механизмов, следует тормозить грамотно, а именно заблаговременно замедлять движение и ехать накатом почти до полной остановки и лишь тогда включать тормоза.
Трансмиссия – еще один важный компонент погрузчика, обеспечивающий его бесперебойную службу. Главной причиной преждевременного износа деталей трансмиссии является неправильное изменение направление движения, что чаще всего происходит при езде на высоких скоростях. Нередко операторы для того, что совершить реверс движения, резко включают передний ход и нажимают акселератор, после чего «бросают» погрузчик назад, осуществляя торможение с помощью трансмиссии и гидротрансформатора. Доходит до того, что в течение всей рабочей смены, загружая материал в самосвалы, водитель может ни разу не задействовать тормоза, что приводит к повышенным нагрузкам и перегреву трансмиссии и гидротрансформатора. В итоге желание сэкономить время и ускорить процесс выполнения рабочих операций приводит к сокращению сроку службы дорогостоящих агрегатов и крупным расходам на их ремонт и замену.
Еще один элемент, который в процессе эксплуатации колесного фронтального погрузчика подвергается серьезным нагрузкам, – шины. К их преждевременному износу может привести ряд причин, одной из которых является пробуксовка. Чаще всего это случается из-за неопытности оператора. При пробуксовке теряется сцепление шин с грунтом, ковш не внедряется в грунт, шины быстрее изнашиваются, а общая производительность машины снижается. Поэтому, чтобы избежать пробуксовки при заборе грунта ковшом, приподнимите часть набранного в ковш материала для создания дополнительной нагрузки на колеса.
Экономическая рентабельность фронтального погрузчика зависит от скорости и безопасности выполнения рабочих операций. Чтобы обеспечить эффективность использования машины, для начала следует создать благоприятные условия труда, а именно – очистить площадку и выровнять ее, а также обеспечить удобные подъездные пути. Если поверхность топкая, скользкая либо покрыта рытвинами, буграми, усложнится передвижение погрузчика, производительность снизится, а расход топлива и износ шин возрастут. О подготовке места для погрузки и разгрузки также стоит позаботиться заблаговременно, чтобы не тратить время и силы в процессе работы, а также избежать риск потери равновесия груженого погрузчика при наезде на неровность.
Еще одно условие безопасность работы фронтального погрузчика – наличие достаточного свободного место для совершения маневров. Пути подъезда, зоны погрузки-разгрузки и складирования грузов должны быть распланированы заранее, чтобы у погрузчиков была возможность свободно перемещаться между штабелями грузов, а самосвалы могли подъезжать к ним под углом 45 градусов левой стороной к погрузчику. Такое расположение позволит обеспечить минимальное расстояние между грузовиком, погрузчиком и грузом и согласовать операторам свои действия без риска возникновения опасных ситуаций. Чтобы оптимизировать и ускорить процесс загрузки самосвала, погрузчик необходимо разместить в положение выгрузки и направить движение грузовика задним ходом под ковш перпендикулярно стреле погрузчика. То время, что приходится на ожидание самосвала, погрузчику целесообразно потратить на приведение рабочей площадки в порядок.
Разобравшись с общими требованиями безопасной эксплуатации колесных фронтальных погрузчиков, в следующей статье мы обратимся к методам работы и движения фронтального погрузчика.